«Раскниживание» книжного знака
Владельческий знак сегодня, кроме своей главной функции — закреплять право собственности книголюба на книгу, является предметом обмена, коллекционирования, продажи, дарения. Порой его новые функции становятся более важными и предпочтительными для заказчика или художника. Исходя из этого, вводится в оборот такое понятие, как «раскниживание» книжного знака, то есть существование книжного знака вне книги.
Книжный знак сегодня, хотя и сохраняет традиционную атрибутику, провозглашающую владельца книги или книжной коллекции, чаще всего являет собой произведение графики автономного, элитарного характера, со свойствами полноценного графического произведения или стремится к этому.
В первую очередь экслибрис — произведение графического искусства, чаще всего весьма высокого уровня, а уже потом ярлык утилитарного свойства.
Оригинал уникального современного экслибриса, то есть авторский оттиск, физически сложно вклеить в книгу, поскольку он чаще всего выполнен на бумагах большой плотности и массы, как правило, большого формата. Для того чтобы он стал функциональным владельческим ярлычком, его необходимо репродуцировать, а репродукции наклеивать на книги. Именно так часто поступают некоторые сегодняшние библиофилы.
Постоянные представительные международные конгрессы экслибриса, в том числе в России, Китае, Турции, Испании, говорят о его расцвете. Ему посвящаются всероссийские конгрессы, проводимые в стране многочисленные выставки, конкурсы (студенческие, молодёжные).
В 2017, 2019 и 2021 годах Российская государственная библиотека совместно с Международным союзом книголюбов, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Государственной публичной исторической библиотекой России и Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы имени М. И. Рудомино провела конференции, посвящённые исследованию экслибриса как неотъемлемого элемента книжной культуры и источника по её изучению.
Темы конференций
- Экслибрисы в книжных памятниках как предмет научного исследования ( 2017 );
- Экслибрисы как информационный ресурс для изучения книжной культуры ( 2019 , 2021 ).
Новой страницей в истории книжного знака явились молодёжные конкурсы. У истоков их организации стояли преподаватель гравюры, доцент кафедры графики Московского полиграфического института (ныне Московский политехнический университет) Владимир Васильевич Кортович, художник, преподаватель Горьковского художественного училища (ныне — Нижегородское художественное училище) Юрий Иванович Чувашев, директор Музея экслибриса и миниатюрной книги Владимир Васильевич Лобурёв, председатель Совета Международного союза общественных объединений книголюбов Людмила Васильевна Шустрова, президент Российской ассоциации экслибриса Международного союза книголюбов и главный художник издательства «Пашков дом» Российской государственной библиотеки Валерий Владимирович Покатов.
В печати ежегодно появляется большое количество статей, исследований по владельческому знаку. Выходит специализированный «Российский экслибрисный журнал», а также издания, где объектом внимания и изучения является книжный знак. Например, многотомное издание «Владельческие книжные знаки в отделе редких книг Российской государственной библиотеки», выпускаемое издательством «Пашков дом», получило высокую оценку Всемирной федерации экслибрисистов (FISAE). Организация наградила автора Татьяну Владимировну Гребенюк медалью имени Удо Иваска.
Ряд библиотек, в том числе музейных, стали выпускать каталоги редких книг из своих собраний, которые имеют владельческие знаки. Например, Государственный Бородинский
Издаются сборники тематических подборок частных коллекций. Известный коллекционер экслибрисов Вячеслав Васильевич Меркулов со своим коллегой Сергеем Ивановичем Трифоновым при финансовой поддержке Международного союза книголюбов выпустили аннотированный каталог «Сергей Есенин в экслибрисе». В нём указаны практически все книжные знаки с есенинской темой.
В 2021 году к
Огромную работу по пропаганде книжного знака, объединению
Здесь размещено ретроспективное собрание книжных знаков, где представлены работы Павла Александровича Шилинговского, Михаила Ивановича Пикова, Павла Яковлевича Павлинова, Алексея Ильича Кравченко, Дмитрия Исидоровича Митрохина, Николая Николаевича Купреянова, Андрея Дмитриевича Гончарова, Владимира Андреевича Фаворского, Фёдора Денисовича Константинова, Евгения Николаевича Голяховского, Георгия Львовича Ратнера, Валерия Владимировича Покатова и многих других. В абсолютном большинстве они являются классическими примерами функционального книжного знака.
Международный союз книголюбов, Российская государственная библиотека и государственный
Подробнее